Принципы тайцзицюань

 

Принципы тайцзицюань




10 основных принципов Тайцзицюань
Продиктовал Ян Чэнфу, записал Чэнь Вэймин

1. Легкая живая энергия поднимает макушку.
Это означает держать голову прямо, чтобы дух-шэнь пронизывал макушку. При этом не следует использовать силу: это закрепостит шею и будет задерживать поток ци и крови. Нужно сознательно представлять себе все это, иначе жизненная энергия (цзиншэнь) не сможет подниматься.
2. Успокоить грудь и выпрямить спину.
«Успокоить грудь» означает не выпячивать ее но и не втягивать ее внутрь, чтобы ци могла свободно опускаться в даньтянь. Не допускайте скованности в груди; застой в груди создаст преграду, и ци будет задерживаться в этой области. Это приведет к тяжести вверху и слабости внизу; пятки будут «всплывать». «Выпрямить спину» означает, что ци растекается по спине. Если вы сможете успокоить грудь, то легко получится и выпрямить спину. Если сможете выпрямить спину, то сможете пустить силу через позвоночник. Тогда вы будете непобедимы.
3. Расслабить таз.
Таз — господин всего тела. Если вам удастся расслабить таз, в обеих стопах будет сила, основание будет устойчивым. Изменения пустого и полного происходят от вращения в тазобедренных суставах, поэтому говорят, что в нем источник жизненной силы. Если где-то не удается достичь силы, причину нужно искать в тазу.
4. Различать пустое и полное.
В искусстве тайцзи-цюань различение пустого и полного - важнейшая вещь. Если вес всего тела помещен на правую ногу, тогда правая нога полная, а левая — пустая. Если вес всего тела помещен на левую ногу, тогда левая нога полная, а правая — пустая. Если вы умеете различать пустое и полное, тогда вращательные движения тела будут легкими и подвижными, не будет потерянной силы. Если не умеете — шаги будут тяжелыми и инертными, позиция будет неустойчивой, и толчок противника легко выведет вас из равновесия.
5. Опускать плечи и свешивать локти.
«Опускать плечи» означает, что плечи расслаблены, открыты и как бы «спадают» вниз. Если плечи не расслаблены и не спадают вниз, они будут подниматься, ци будет подниматься вместе с ними и во всем теле будет нехватка силы. «Свешивать локти» означает расслабить их и позволить им опуститься в самое нижнее состояние. Если локти подтянуты вверх, тогда не удастся опустить плечи и вы не сможете толкнуть оппонента далеко. Разве это не напоминает «короткую энергию» внешних стилей?
6. Использовать мысль И, но не силу Ли.
Об этом говорится в классическом тексте «Трактат о тайцзи-цюань»: «Использовать мысль-намерение (и), не использовать грубую силу (ли)».Во время практики тайцзи-цюань все тело отпущено (сун) и открыто. Избегайте использования даже малейшей грубой силы (чжо ли), которая приводит к задержке в сухожилиях, мышцах и кровеносных сосудах и связывает вас. Тогда сможете добиться легкости и проворности в изменениях и круговые вращения будут происходить свободно. Спрашивают: как, не используя силу, можно стать сильнее? В человеческом теле есть «меридианы», подобные водяным руслам Земли. Когда в водяных руслах нет заторов, вода течет свободно. Когда в меридианах нет заторов, ци проходит по ним. Если все тело скованно, меридианы наполняет жесткость, тогда ци и кровь застаиваются, вращательные движения не могут быть свободными. Если использовать не силу, но мысль-намерение (и), то куда достигнет мысль, туда последует и ци. Если ци и кровь текут в полноте, ежедневно пронизывая все тело и протекая через него, застоя никогда не будет. После длительной практики достигается подлинная «внутренняя сила». Это то, о чем говорит классический афоризм в «Трактате о тайцзи-цюань»: «Высшая тведость возникает из высшей мягкости». Руки тех, кто искусен в тайцзи-цюане, подобны железу, обернутому ватой: очень тяжелые. Когда адепты внешних стилей используют силу, эта сила слишком видна. Когда не используют силу, они легки и плавучи. Их сила очевидна — она внешняя, поверхностная. Когда используют внешнюю силу, а не мысль, ее легко заметить и манипулировать — в ней нет особой ценности.
7. Взаимосвязь верха и низа.
Это то, о чем говорится в классическом «Трактате о тайцзи-цюань»: «Коренится в стопах, движется по ногам, управляется бедрами и действует через пальцы. Стопы, ноги и бедра действуют единой ци. Когда пальцы, бедра и ноги движутся – взгляд и внимание также должны находиться в согласии с ними. Только в таком случае можно сказать, что верх и низ находятся в единстве. Если хотя бы одна часть не движется, вся форма будет в беспорядке.
8. Единство внутреннего и внешнего.
Тайцзи-цюань тренирует дух, поэтому сказано: «Дух — господин, тело – подчиненный». Если дух (цзиншэнь) преподнят, тогда и движения легки и подвижны. В движении существует пустота и полнота, открывание и закрывание. «Открывание» - это не только действие рук и ног: внутреннее намерение открыться – вот, что действительно необходимо. «Закрывание» - это не просто физическое действие: осознанное переживание закрывания – вот, что важно. Когда внутреннее и внешнее действуют как единая ци, это и есть истинная целостность.
9. Связность без разрывов.
Приверженцы «внешних» стилей используют внешнюю грубую силу (хоу тянь чжи чжо ли). Мы можем видеть ее начало, развитие и конец. Ранее накопленная сила истощается раньше, чем рождается новая – в этот момент их легко одолеть. Тайцзи-цюань же использует мысль, а не силу. От начала до конца движения непрерывны, без остановок, полный круг приводит к началу, и так безконечно. Вот почему о тайцзи-цюань говорят: «Словно великая река, течет плавно и без остановок», или «Движения подобны плавному вытягиванию нити из шелкового кокона». Все это говорит о действии единой ци.
10. Движение в покое.
Во «внешних» стилях практикуются быстрые движения и паузы, прыжки и сильные выплески, что часто приводит к разрывам. Поэтому после тренировки наступает сильная усталость. В тайцзи-цюань же покой руководит движением. Любое движение должно содержать в себе покой. Поэтому выполняя формы лучше двигаться медленнее. Когда движешься медленно, дыхание углубляется и удлиняется, ци погружается в дань-тянъ а кровообращение улучшается. Ученикам следует всем сердцем проникнуть в принципы тайцзи-цюань с тем, чтобы постичь великую силу и смысл этого искусства.


Создан 01 мая 2009



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником